Технология критического мышления известна очень давно. Этот термин применяли в своих работах такие известные психологи, как Л.С. Выготский и Ж.Пиаже. Но актуальность эта технология приобрела лет двадцать назад. Именно тогда, когда объем информации и учебного материала стал увеличиваться с каждым днем.
Нам приходится иметь дело с огромным количеством информации в интернете. Как понять, где данные достоверны, а где искажены? Подход с помощью критического мышления значительно упрощает эти задачи.
Прежде всего, когда мы начинаем анализировать текст с помощью приемов данной технологии, то изучаем различные точки зрения, анализируем информацию, делаем выводы относительно правдивости и ценности. Мыслить критически, не значит «негативное» суждение по любому вопросу. Мыслить критически – значит, разумно и логически подходить к рассмотрению вопросов. Эту технологию нельзя применить, выучив тот или иной алгоритм, подход или приём.
Необходимо выстраивать учебный процесс, соблюдая условия образовательной среды:
- давать возможность учащимся размышлять;
- принимать разумные идеи и мнения;
- способствовать активности учащихся в учебном процессе;
- активизировать мышление.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Мы знаем, что дети от природы любознательны, они выдвигают различные идеи, задают вопросы, выдвигают оригинальные ответы. Чтобы сохранить этот потенциал, необходимо развивать творческие способности ребенка, мыслительные навыки, так как творческий подход – это один из базовых критериев технологии. В последнее время, родители часто говорят о том, что дети перестали читать, не интересуются учебой, не знают классическую литературу. Могу уверенно сказать, что именно эта технология позволяет мне, в моей работе, увлечь ребят чтением художественной литературы с огромным удовольствием.
На таких уроках повышается активность учащихся, дети начинают анализировать, понимать информацию, приводят собственные примеры и решения. Так как новое знание легче всего приобретается на основе уже знакомого и понятого материала, ребята не боятся учиться. Учитель становится партнером, нет страха изучения нового. У учащихся развивается речь, появляется умение устно и письменно выражать свои мысли, учатся не бояться публичных выступлений.
Надеюсь, что такие уроки помогают детям развиваться творчески, интеллектуально, а развитие коммуникативных навыков и умений - быть активными и успешными.